Христианство
и алкоголь
ХРИСТИАНСТВО И АЛКОГОЛЬ - не находятся в непримиримом
антагонизме. В Библии можно найти много примеров благого действия
вина при разумном его употреблении и достаточно примеров дурных
последствий - при неразумном (см. Вино в Библии). Одним из
важных событий после Всемирного Потопа было разведение виноградника
Ноем и получение виноградного вина. Первым чудом, которое
совершил Иисус Христос к радости присутствующих, было превращение
воды в вино на свадьбе в Кане Галилейской. "Вино веселит
сердце человека", - сказал библейский царь Давид. А его
премудрый сын царь Соломон предупреждает: "Не смотри
на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, впоследствии,
как змей, оно укусит и ужалит, как аспид".
Иисус Христос в своих притчах неоднократно упоминает виноградную
лозу, виноград и вино и называет самого себя аллегорически:
"Я есть истинная виноградная лоза, а Отец Мой виноградарь"
(Иоан. XV, 1). В конце Тайной вечери, на которой он прощался
со своими учениками, Христос берет чашу с вином и завещает
им: "Пейте из нее все. Ибо сие есть Кровь Моя нового
завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Матф. XXVI,
27-28). "И взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им,
говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите
в Мое воспоминание" (Лук. XXII, 19).
Эта заповедь Иисуса воплотилась у христиан в важнейший ритуал
причащения (см), во время которого священнослужитель дает
прихожанину вкусить немного вина и хлеба, как символ крови
и тела Христова.
После того, как в храме собираются записки "о здравии"
или "за упокой" и священник приступает к их оглашению,
он отламывает кусочки от специальных хлебов (просфор) и, погружая
их в чашу с вином, называет по очереди имена из записок, произнося:
"Отмый, Господи, грехи поминавшихся здесь, кровию Твоею
честною".
Христианская церковь, молясь "о изобилии плодов земных",
освящает весь процесс от насаждения виноградной лозы до получения
и употребления вина. Существует специальная молитва на насаждение
винограда, которая свидетельствует, что изначально подразумевалось
его предназначение на производство вина, на что указывают
слова: "во еже претворитися в кровь".
Существует молитва и на освящение хлеба и вина, которая произносится
на праздничном вечернем богослужении. Эта традиция берет свое
начало с тех времен, когда праздничные богослужения продолжались
всю ночь (всенощное бдение), и молящиеся подкрепляли свои
силы освященным хлебом и вином.
Христианская церковь называет вино, как и прочие "плоды
земные", "даром Божиим", и призывает употреблять
его "с молитвой и благодарением". Однако и в отношении
вина истинный христианин, как и во многом другом, должен соблюдать
строгую умеренность. А если эта умеренность не дается, то
остается только безоговорочное трезвенничество, т.е. полное
воздержание от этого чреватого злом напитка. На этой основе
строились все трезвеннические движения, возникавшие с благословения
христианской церкви.
|